Что нужно знать о русском язычестве

Содержание
  1. Трудности
  2. Истребление славянских богов в Киеве
  3. Боги
  4. Хорс
  5. Что общего у язычества и христианства и чем они отличаются
  6. Великолепная пятёрка и Стрибог
  7. Религия наших предков
  8. Даждьбог
  9. Стрибог
  10. Принятие христианской веры княгиней Ольгой
  11. Как принимали христианство в Новгороде
  12. Крещение князя Владимира
  13. 2. Религия восточных славян до принятия христианства
  14. Языческий салат
  15. Языческие религии
  16. Симаргл
  17. Первые христиане на Руси
  18. Распространения христианской веры на Руси
  19. Мокошь
  20. Характерные черты
  21. Язычество древних славян
  22. Велес
  23. 3. Религия восточных славян: праздники и обряды, культы
  24. 3.1. Календарные праздники
  25. 3.2. Свадебные обычаи и обряды
  26. 3.3. Погребальные обряды
  27. 3.4. Обряд Имяречения
  28. 3.5. Обряд пострига
  29. 3.6. Обряды начала строительства дома
  30. 3.7. Обряд Тризны
  31. Замена идолов на кресты
  32. 4. Мировоззрение славян
  33. 4.1. Характер верований языческой религии древних славян
  34. 4.2. Вселенная древних славян
  35. 4.3. Периодизация развития славянского язычества
  36. 4.4. Занятия и религия славян
  37. Жрецы
  38. Отношение к божествам

Трудности

Трудности
До последней трети ХХ века научных исследований русского язычества было очень мало.
В 1902-1934 годах чешский филолог Любор Нидерле опубликовал свой знаменитый труд «Славянская античность». В 1914 году вышла книга историка масонов Евгения Аничкова «Язычество и Древняя Русь». В начале ХХ века русское язычество изучал финский филолог Вильо Петрович Мансикка («Религия восточных славян»).
После Первой мировой войны интерес к славянскому язычеству угас и проснулся во второй половине ХХ века. × В 1974 г вышла в свет работа Владимира Топорова и Вячеслава Иванова «Исследования в области славянских древностей». В 1981 году — книга археолога Бориса Рыбакова «Язычество древних славян». В 1982 году — нашумевшая работа филолога Бориса Успенского о древнем культе Николая Мирликиского.
Если мы сейчас зайдем в какой-нибудь книжный магазин, то увидим на полках сотни книг о русском язычестве. Об этом пишут все не ленивые (даже сатирики) — тема очень популярная, однако сегодня «поймать» что-то научное в этом океане макулатуры крайне сложно.
Представления о русском язычестве до сих пор фрагментарны. Что мы о нем знаем?

Истребление славянских богов в Киеве

После крещения своих детей Владимир приказал истребить всех языческих богов в Киеве. Более того, одних богов оскорбляли, других сжигали.

Они привязали Перуна к хвосту лошади и избили его палками, после чего бросили в Днепр. Воины князя не дали ему высадиться на берег, оттолкнули и повели на те же пороги.

Борьба с язычеством в Древней Руси

Люди, еще не принявшие христианскую веру, плакали и кричали вслед Перуну: «Выходи», что означало выплыть. Место, где идол выплыл на берег, стало называться Выдубичи. В XII веке на этом месте был построен Выдубицкий монастырь.

Боги

Бога
Русское язычество было политеистической религией. Это было доказано. Верховным богом был Перун, который сразу же относил язычество славян к ряду религий с богом грома во главе пантеона (напоминающего Древнюю Грецию, Древний Рим, индуизм).
Представление об основных языческих божествах нам дает так называемый «Владимирский Пантеон», составленный в 980 году. Что нужно знать о русском язычестве
В «Лаврентьевской летописи» читаем: «И начало княгини Володи Мер в Киеве одно • и поставили идолов на холм • за двором цремнаго. Перун древяна • а голова у нее серебряная • и осс золотая • и Хрса Дажба • и Стриба • и Симаргла • и Мокошь и имеют свирепое благословение . и сбивают с толку жрях»….
Есть прямой список богов: Перун, Хорс, Даждьбог, Стрибог, Симаргл и Мокошь.

Хорс

Лошадь
Хорс и Даждьбог считались богами солнца. Если Даждьбог признавался славянским богом солнца, то Хорс считался богом солнца южных племен, особенно торков, где в X веке было сильное скифо-аланское влияние.
Имя Хорса происходит от персидского языка, где корш (коршид) означает «солнце».
Однако имитация Хорса с солнцем оспаривается некоторыми учеными. Так, Евгений Аничков писал, что Хорс — не бог солнца, а бог месяца, луны.
Такой вывод он сделал на основании текста «Слова о полку Игореве», где упоминается величественное языческое божество, которое пересекла тропа Всеслава Полоцка: «Всеслав князь правил придворным народом, князья города бегали, а ночью бродил, как волк: из Киева искал тмутараканских петухов, на Большого Коня, волком тропу окроплял».
понятно, что Всеслав ночью пересек трассу Хорса. Великий Конь, по Аничкову, был не солнцем, а месяцем, которому поклонялись и восточные славяне.

Что общего у язычества и христианства и чем они отличаются

Куда делись языческие славяне после смерти? В основе любой религии один из самых важных вопросов связан с тем, где человек, душа или что-то еще оказывается после смерти. В христианстве это ад и рай: в одном месте кондиционированные реки молока и берега студня, а в другом очень специфические дьяволы заставляют вас кипеть в котле. У славян на эту тему было свое мнение, они делили мир на три части: реальность, правила и нави.

Реальность — это мир реальных и видимых вещей, а право и навигация — две своеобразные противоположности загробной жизни. Прямо падает душа человека (только здесь душа называлась не абстрактной сущностью внутри человека, а его собственной личностью), который жил «по совести», а неугомонные души или совершавшие зверства попадали в Нав. Наказания за это не было, просто случилось.

Вместо храмов и церквей у язычников были храмы — открытые святилища, на которых устанавливались идолы божеств. Чаще всего идолов делали в виде деревянных или каменных столбов. Обычно одним из главных атрибутов был костер, а иногда и алтари. Церемонии также проводились во время пира или для увеличения плодородия на полях, холмах и других открытых пространствах. Предполагалось, что богам будет легче увидеть события в их честь.

А за правильным соблюдением обрядов и обрядов следило древнее духовенство — волхвы. Это были почитаемые люди, которые совершали ритуалы, жертвоприношения, «общались» с богами, вызывали стихии и пророчествовали. Они не только исполняли «танцы с бубнами», но и занимались целительством, осваивали азы астрономии. Их можно назвать специалистами широкого профиля, по своей специфике они были ближе к ученым, хотя в то время занимались многими вещами, далекими от современной науки.

Великолепная пятёрка и Стрибог


Вот небольшой список древнеславянских богов, составленный князем Владимиром:

  • Перун — важнейший из славянских богов, бог грома и молнии. Почему-то во многих пантеонах одним из самых почитаемых является именно покровитель грома (Зевс и Тор, например). Но посмотрите, как сильно мы сейчас зависим от электричества;
  • Мокошь — покровительница ткачества. В то время не было идей феминизма и равенства между мужскими и женскими божествами, поэтому она единственная женщина в этом списке и занимается только нитками;
  • Лошадь — бог солнца. Кто-то может задать вопрос, а где Ярило? Что за хлыст этот конь? Но факт в том, что Ярило не имеет официального статуса: для одних он был богом, для других — просто олицетворением партии;
  • Даждьбог. Что ж, вот небольшая загвоздка. Он также считался богом солнца, и я не знаю, как они разделили эту функцию с Лошадью. Но по мнению многих историков, Даждьбог в принципе был олицетворением света, соединяющим его с Солнцем, а Хорс отвечал за движение Солнца по небу, что привело к появлению в его имени слова «хоровод;
  • Стрибог — бог ветра. А некоторые думают, что это была просто темная сторона Дажьбога;
  • Симаргл — посланник между небом и землей. Похоже, что у него не было никаких особых божественных функций. Типичный стажер.

Религия наших предков

В первую очередь наши предки чтили бога грома под именем Перун, бога ветра Стрибога, божество солнца Даждьбога.

Борьба с язычеством в Древней Руси

Все эти боги считались детьми бога неба Сварога. Славяне считали бога Перуна владыкой неба, вождем славянских богов. Он также был громом и богом войны.

Даждьбог был покровителем и предком восточнославянских племен, от которых произошли русские люди. Стрибог отвечал за земные просторы и движение воздуха. Все двадцать были его внуками. Велес считался вторым по силе богом после Перуна. Он был покровителем богатства, охоты, торговли и домашних животных.

К тому же у наших предков не было особых храмов, поэтому они молились своим богам в пустыне, на берегах рек и озер, на возвышенностях.

В первую очередь они делали идолов, то есть изображали своих богов как людей. Короче говоря, они были вырезаны из дерева и помещены на возвышенности, куда они позже приходили молиться. Наши предки приносили в жертву своим богам различных животных.

Даждьбог

Даждьбог
По поводу солнечной природы Даждьбога разногласий нет. Его название происходит от «дажд» — отдавать, то есть отдавать Богу, буквально отдавать Богу: давать жизнь.
Согласно древнерусским памятникам, солнце и Даждьбог — синонимы. Летопись Ипатьева называет Даждьбога Солнцем в 1114 году: «Солнце — царь, сын Сварога, он — Даждьбог». В упомянутом «Слове о полку Игореве» русских называют внуками Даждбожа

Стрибог

Стрибого
Еще один бог Владимирского пантеона — Стрибог. Его обычно считают богом ветров, но в «Слове о полку Игореве» читаем: «Вот ветры, внуки Стрибожа, стреляющие с моря стрелы в храбрые полки Игоря».
Это позволяет говорить о Стрибоге как о боге войны. Первая часть имени этого божества «стри» происходит от древнего «стри» — разрушать. Итак, Стрибог — разрушитель добра, бог разрушения или бог войны. Следовательно, Стрибог — разрушительное начало по сравнению с хорошим Даждьбогом. Еще одно название Стрибога у славян — Позвизд.

Принятие христианской веры княгиней Ольгой

Таким образом, в 957 году княгиня Ольга прибыла в Константинополь. С ней был священник из Киева, многие из ее родственников, племянник и более сорока купцов из Киева.

Он хотел, чтобы крестился сам патриарх. Около трех месяцев он прожил в греческой столице, прилежно изучая христианское право.

Патриарх Константинопольский Полевкта совершил таинство крещения княгини Ольги. Крестным отцом Ольги был император Константин Порфирогенит. Как и ожидалось, при крещении она получила имя Елена в честь матери первого христианского царя. Многие из ее помощников крестились с ней.

После крещения патриарх познакомил ее с церковным уставом. Он также рассказал, как правильно молиться и соблюдать посты, о праведной и чистой жизни. Ольга жила 12 лет после крещения, образец всех христианских добродетелей.

Борьба с язычеством в Древней Руси

Ольга очень хотела, чтобы ее сын Святослав принял христианскую веру, но она не была склонна. И только спустя тридцать лет его внук Владимир решил принять христианскую веру.

Как принимали христианство в Новгороде

Когда новгородцы узнали, что Добрыня, дядя князя Владимира, собирается их крестить, они решили не пускать его в город и не отдавать своих богов на смех. Однако уговоры Добрыни ни к чему не привели. Возбужденные вызовом Тысяцкого Уходя, новгородцы разграбили дом Добрыни, разграбили и убили его жену.

Тогда тысяцкий Владимира Путята вместе со своим войском схватил главных зачинщиков возмущения, а Добрыня приказал сжечь несколько домов новгородцев для устрашения.

Новгородцам пришлось подчиниться силе. Издавна говорят: «Путята мечом крестил, а Добрыню огнем».

Борьба с язычеством в Древней Руси

Крещение князя Владимира

В 988 году крестился князь Владимир. До этого болели глаза. Его будущая жена, дочь греческого императора Василия, принцесса Анна посоветовала ему как можно скорее креститься. Таинство крещения совершил митрополит в храме Василия Блаженного в Корсуне

Борьба с язычеством в Древней Руси

корсунский и греческий священник. Когда таинство крещения было полностью завершено, Владимир сразу же прозрел. Увидев такое чудо, вслед за Владимиром крестился весь его коллектив. Владимиру тогда было 26 лет.

При крещении Владимир получил христианское имя Василий. Митрополит разъяснил ему суть нового учения и дал подробные инструкции. А по возвращении домой в Киев крестились все его двенадцать детей.

Место, где крестили детей Владимира, до сих пор называется Крещатиком.

2. Религия восточных славян до принятия христианства

религия древних славян до принятия христианства

Система дохристианских представлений о мире и человеке у древневосточных славян базировалась на мифологии и магии. На раннем этапе развития славянское язычество характеризовалось дуализмом. Люди верили в существование добрых и злых духов. Постепенно сформировался пантеон славянских языческих божеств.

Каждый Бог олицетворял определенную природную стихию, отражение социальных отношений или ритуалов, присущих определенному периоду. Основной группой была группа высших Богов, где были такие персонажи, как: Перун, Хорс, Велес, Сварог, Макошь и Лада. Восточные славяне языческого периода совершали службы в особых местах — храмах, куда приносили дары и жертвоприношения богам. И восточнославянские народы тоже разделили внеземную обитель человеческой души на рай и ад.

Важное место в религии восточных славян занимал культ предков, защищавший семью от опасностей и злых духов. Был также годовой цикл сельскохозяйственных праздников, люди верили в приметы и дивились.

Ссылка! Религией восточных славян, занимавшей важное место в жизни каждого человека того времени, до крещения Руси было язычество.

С образованием древнерусского государства связи России с Византией и другими государствами стали более активно развиваться. Древнее язычество стало подвергаться сомнению, а его последователи стали подвергаться гонениям или обучению. В 988 году произошло крещение Руси, христианство стало официальной религией, а язычество было практически вытеснено.

Языческий салат

Как я уже сказал, после принятия христианства язычество никуда не делось. Многие совмещали религиозные службы и вечерние приношения вокруг костра. И это продолжается по сей день, и я не говорю о кровавых дарах богам.

Многие народы на территории России продолжают сохранять свои верования, основанные на язычестве — это понятно. Но наша современная жизнь также полна языческих подробностей. Это, например, различные приметы и суеверия. Черная кошка, разбитые зеркала, хиромантия, сонник и даже приметы, связанные с религиозными праздниками — все это переплетается с христианством и создает экстравагантную смесь старых русских традиций и новых традиций православия.

Самым ярким примером общепринятого язычества для нас была Масленица. Зимний плюш, блины, символизирующие солнце и общее ожидание весны. И похоже, что никто из пантеона древних богов не высказал гневных мыслей по этому поводу. В настоящее время.

Языческие религии

Религиозные верования древних египтян, греков, римлян, кельтов и других народов во многом схожи, так как с помощью божественного вмешательства люди пытались объяснить явления природы, которых они не понимали, или свои собственные чувства. Вот почему были боги гнева или боги любви. Люди приписывали сверхъестественным существам человеческие качества, чтобы объяснить природу сильных чувств, с которыми они не могли справиться.

В современном понимании язычество — это:

  1. Для христиан — любая религия, не имеющая ничего общего с христианством. С точки зрения христианина существует только один Бог: Господа нашего Иисуса Христа и других «богов» не существует, и поэтому поклоняться им невозможно. Об этом говорит и библейская заповедь.
  2. Все религии, исповедующие политеизм.
  3. Ритуализм — это вера в мистическую силу церковных ритуалов, отличных от Священного Писания. К сожалению, язычество встречается и у тех, кто искренне считает себя христианами, но при этом не знает основ учения, придающего смысл внешним обрядам — ​​«зажгите свечу», «прочтите молитву от тления и на удачу». » Все это не имеет отношения к Православию.

Симаргл

Симаргл
0 Среди перечисленных в летописи богов, чьи идолы располагались на Старокиевской горе, не совсем ясна сущность Симаргла.
Некоторые исследователи сравнивают Симаргла с иранским божеством Симургом (Сенмурв), священной крылатой собакой, хранителем растений. По гипотезе Бориса Рыбакова, Симаргла на Руси в XII-XIII веках сменил бог Переплут, имевший то же значение, что и Симаргл. Очевидно, Симаргл был божеством племени, подвластного великому киевскому князю Владимиру.

Первые христиане на Руси

В X веке великий князь Владимир ввел христианство как государственную религию, а исконная вера наших предков получила название «язычество».

После того, как древляне убили князя Игоря, мужа Ольги, Ольга сама стала править, когда ее сын был еще несовершеннолетним.

Ольга жестоко отомстила древлянам за смерть Игоря. Кроме того, она сама определила размер пошлины, которую должны были заплатить ей древляне. На этом конфликт закончился.

Во времена Игоря в Киеве уже существовала христианская церковь. Ольга была умным человеком и понимала, насколько христианская вера превосходит языческую.

Борьба с язычеством в Древней Руси

В то время в Киеве уже были люди, принявшие христианскую веру. Возможно, это были купцы, которым часто приходилось бывать в Константинополе, а также викинги. Тогдашний летописец рассказал об инциденте, произошедшем в Киеве.

Как только князь Владимир вернулся из удачного похода на Ятвинги, бояре и старейшины решили отметить это событие, принести жертву богам. Выбор пал на сына варяжского христианина, жившего в Киеве. Отец не хотел отдавать своего сына в жертву языческим богам. Люди знали об этом и ходили в варяжский дом. Они стали просить его отдать сына в жертву богам. После того, как уговоры не помогли, люди рассердились и разрушили навес, на крыльце которого стояли отец и сын. Навес рухнул и раздавил их обоих. Они оба погибли. Это были первые христианские мученики в Киеве.

Ольга уже в преклонном возрасте решила принять христианскую веру. За этот поступок ее до сих пор помнят в России.

В то время в Киеве уже жили христиане. Их праведная жизнь могла привлечь внимание принцессы. Он хотел узнать больше о вере этих людей. Ольга крестилась первой из княжеской семьи.

Распространения христианской веры на Руси

После крещения киевлян митрополит вместе со священником стал ездить по городам и селам, чтобы совершать крещения тех, кто уже исповедовал христианскую веру. Так что кое-где люди охотно приняли новую веру, но были такие места, особенно в районах проживания чудских племен, где они встречали сильное сопротивление народа. В этих местах языческая вера более прочно укоренилась в умах людей.

Особенно сильное сопротивление было в таких городах, как Муром, Ростов и особенно в Новгороде. Во-первых, в районе, где располагался город Муром, особого князя не было. Эта земля была глухой, населяли мурома и мордовиане.

В конце XI века в Муром приехал сын Святослава Черниговского Ярослав. Он приехал со своими детьми. Язычники встретили его враждебно, даже убили его сына Михаила. Но, несмотря на это, Ярослав занял Муром и приказал построить там церковь.

Чем больше князь пытался распространить христианство в этом городе, тем больше язычники становились злыми. Однако князю удалось обратить некоторых язычников в христианство.

Помимо Киева, в назначенный день на Оке состоялось крещение жителей города. Позже из славянских племен крестились вятичи.

Мокошь

Мокошь
Единственная женщина в пантеоне Владимира — Мокошь. По разным данным, она почиталась как богиня воды (имя «Мокошь» связано с общеславянским словом «мокрая»), как богиню плодородия, плодородия.
В более повседневном смысле Мокошь была также богиней овцеводства, ткачества и женского разведения.
После 988 г. Мокошь долгое время почитался. Об этом свидетельствует по крайней мере один из опросников XVI века; священнослужитель на исповеди был вынужден спросить женщину: «Разве ты не ходила в Мокошу?» Связки полотна и вышитые полотенца приносили в жертву богине Мокоши (позже Параскева Пятница.

Характерные черты

Существует несколько основных черт язычества как мировоззренческой системы, а именно:

  • наши предки одухотворяли силы природы, поклоняясь им;
  • почтили память предков;
  • он верил в потусторонние силы, которые имеют место в жизни человека и напрямую влияют на него;
  • вы убедились, что с помощью магии, воздействия определенных видов энергии вы можете изменить свою жизнь в правильном направлении;
  • болезни, исцеленные молитвами и натуральными лекарствами.

Так как аутентичные мифологические тексты отсутствуют, то всю информацию про язычество славян предоставляют исключительно вторичные источники: археологические и книжно-письменные данные (летопись, хроника и тому подобные), а также иностранные свидетельства, христианские поучения против язычества. Кроме того, сравнивают славянские данные с данными остальных индоевропейских культур (балтийская, иранская, германская и другие).

В то же время наиболее авторитетными являются так называемые «современные» свидетельства (относящиеся к XIX и XX векам) языческих обрядов лингвистического, этнографического и фольклорного характера.

Язычество древних славян

Слово «язычество» происходит от слова «язык», которое когда-то означало «народ». Язычество — распространенное верование, которое можно интерпретировать как собрание древних мифов.

Боги славян — противные и мстительные персонажи. Фрагменты индоевропейских религий объединились в культ преимущественно злых славянских божеств. Общие для всех славянских племен боги — Перун и Сырная Земля. Перун — грозный гром, повелевающий стихиями. Мать-Земля — ​​это скорее позитивный образ хозяина и защитницы людей.

У восточных и западных славян были разные пантеоны божеств. Во многом это связано с особенностями погодных условий на территории и тем, чем именно занимались люди. Так Стрибог, бог ветра, оказался в пантеоне князя Владимира. Еще была Мокошь, покровительница ткачества. Был кузнец бог Сварог.

Некоторые божества принадлежали календарным датам: Масленица, Купала считались скорее «популярными фаворитами» и играбельными мифическими персонажами.

Западные славяне верили в Чернобога, несущего неудачи и несущего несчастья, в Святовита, бога войны, и Я Живу, женского божества, охраняющего определенные территории.

Кроме того, было огромное количество духов, домовых, лесных жителей и других мифических существ:

  • Сирена
  • Вурдалак
  • Волколак
  • Кикимора
  • Водопад
  • Гоблин
  • Баба Яга

Мы знаем многих из них как сказочных персонажей.

Велес

Велес
В книге Иванова и Топорова отношения Перуна и Велеса восходят к древнейшему индоевропейскому мифу о дуэли между Богом Грома и Змеем; В восточнославянском воплощении этого мифа «поединок между Богом-громовержцем и его противником происходит из-за владения ягненком».
Волос, или Велес, появляется в русских летописях обычно как «бог скота», как бог богатства и торговли. «Животноводство» — деньги, отгрузка; «Пастушка» — сокровище, «скотовод» — сборщик дани.
В Древней Руси, особенно на севере, культ Волоса был очень значительным. В Новгороде память о языческом Волосе сохранилась в неизменном названии Волосовой улицы.
Культ Волоса был и во Владимире на Клязьме. Здесь хорошо известен подмосковный Никольский монастырь — Волосов, построенный по преданию на месте Волосского храма. Еще был храм Волоса в Киеве, у подножия торговых пристаней Подола и Почайны.
Ученые Аничков и Лавров считали, что храм Волоса в Киеве находился там, где стояли лодки новгородцев и кривичей. Поэтому Велеса можно считать богом «большей части населения» или «богом новгородских словенцев».

3. Религия восточных славян: праздники и обряды, культы

перуна и религии древних славян

Все праздники в календаре восточных славян были тесно связаны с временами года, природными явлениями и поклонением предкам.

Было много фестивалей, ритуалов и церемоний, связанных с поклонением божествам в честь основных моментов сельскохозяйственного календаря. Многие языческие праздники существуют у славян и по сей день, они тесно переплетаются с христианскими традициями. Это такие праздники, как:

  • Коляда — день зимнего солнцестояния;
  • Масленица — это проводы зимних и весенних встреч;
  • Иван Купала — день летнего солнцестояния;

Помимо праздников аграрный культ восточных славян включал в себя множество обрядов и обрядов, направленных на предсказание и увеличение будущего урожая. Вспахивая поле, люди читали об особых заговорах на богатый урожай, обычно они были адресованы богине Леле.

Поклонение предкам также занимало важное место в религии древнеславянского единства. Историки считают, что проявления этого культа — совершение ритуалов над мертвыми, исполнение Тризны и других традиций.

3.1. Календарные праздники

У восточных славян каждое время года заслуживало праздника, ведь начало сезона сказывалось на ведении сельскохозяйственных работ, совершении обрядов, направленных на укрепление любви, дружбы, семейного благополучия. Во время зимних праздников Коляды люди славили Бога, принесшего людям знания. В Кудесах принято было класть подарки духу-хранителю дома. Ранней весной праздновали праздник весны и Масленицу. Летом было много праздников: купальник, Змеиный день, Велесовский день снопа.

3.2. Свадебные обычаи и обряды

древнеславянский брак

Незадолго до праздника молодожены посетили могилы своих умерших родственников, чтобы получить их благословение. Это действие было важно для ощущения взаимодействия с Семейным древом. На свадьбу был приглашен колдун или священник, который торжественно объединил пару в союз. Колдун произнес торжественные речи верховным богам: Ладе, Триглаву и Роду. Свадьбы отмечали на лоне природы, молодежь носила самодельную одежду, украшенную вышивкой. Церемония бракосочетания проходила на священном дереве, обычно на березе. Молодые люди трижды обошли дерево, этот обряд символизировал солнце, единство и бесконечность жизни.

3.3. Погребальные обряды

Погребальный обряд древних славян преследовал две важные цели: создать связь между миром живых и миром мертвых, адекватно снарядить усопшего в долгом путешествии в царство мертвых. Древние славяне хоронили мертвых, закапывая в землю или кремацией. В большинстве обрядов горел огонь, потому что славяне были огнепоклонниками. Урна с прахом была помещена в насыпь предков. На поминках у всех восточных славян была обрядовая еда — кутья, кисель и блины. В дни поминовения усопших для них топили баню, зажигали свечи и костры, готовили пищу. Это было сделано с целью умилостивить предков, которые могли защитить семью или причинить вред.

это интересно! Чаще всего людей кремировали на лодках. Считалось, что для входа в иной мир душе нужно было пересечь реку.

3.4. Обряд Имяречения

Церемония, проводимая волхвами, была направлена ​​на то, чтобы дать человеку славянское имя и открыть связанный с ним поток энергий. Купюра могла давать два имени: одно секретное, другое явное. Тайное имя было названо, чтобы спасти человека от действия потусторонних злых сил. Явное имя могло обозначать блестящие решительные качества его владельца: Буян, Ратибор, Искрен. Или наоборот засвидетельствовать желание родителей дать ребенку спокойный и мирный нрав: Голуба, Любим, Велеслав.

3.5. Обряд пострига

Обряд пострига прошли дети в возрасте от пяти до семи лет. Это был знак перехода от заботы о матери к заботе об отце, возможность наполнить ребенка возможностями, полученными от Богов. Остриженный ребенок сидел рядом с предметом, относящимся к мужской или женской сфере деятельности, и волосы были острижены крест-накрест. Церемония прошла утром, в солнечную погоду, в присутствии родителей, родственников, музыкантов и волхвов.

3.6. Обряды начала строительства дома

Строить дом на месте бани или кладбища, а также на улице, даже на старом и заброшенном, было категорически нельзя. Первым делом хозяин поместил 4 камня по углам будущей избы, а в центре временно посадили небольшое деревце. После этого богам приносили жертву. Сначала это могла быть курица или коза, потом она стала символом богатства: мешки с шерстью, пшеница и монеты. Под первой короной из четырех стволов по углам клали амулеты: ладан, монеты, шерсть животных. Под порогом были спрятаны камешки с нарисованными защитными символами.

3.7. Обряд Тризны

Тризная задумывалась как обряд, проводимый в честь прославления умершего достойного человека. Для перевозки умершего в доме разобрали стену, чтобы в будущем умерший не беспокоил живых обитателей дома. Перед домом зажгли большой костёр, на котором сожгли усопшего. В память об усопших славянская община организовывала различные памятные конкурсы и мероприятия с употреблением меда, киселя и наличием памятных блюд. Было принято громко плакать над могилой умершего; для этого даже специально приглашали оплакивающих женщин.

Замена идолов на кресты

Язычество перестало существовать де-юре после принятия христианства князем Владимиром в 988 году. Фактически, оно издавна сосуществовало с православной верой на территории России. Язычество идеально подходило для племенного существования, когда для одного племени поклонялись своему богу, а для другого — какому-то другому богу со своими привычками. Язычество подпитывает возможные столкновения и борьбу за территории. О чем говорить, когда в 21 веке начинается множество войн на основе определения «правильности» той или иной веры.

Однако монотеизм (вера в бога) больше подходит для единого государства, так как убеждения легче контролировать, в этом случае, казалось бы, не может быть разделения (вспомните католиков, протестантов, православных и т.д.). Если в православии Бог создал все и всем управляет, то в язычестве боги отвечали только за определенные сферы жизни человека или явления природы. Простое сравнение с муравьями: для колонии муравьев дети, обливающие их водой, являются языческими богами, а монотеизм — богом муравьев (я не уверен, к какой деноминации они принадлежат) или теорией эволюции Дарвина.

4. Мировоззрение славян

славяне религия жизнь мировоззрение

Мировоззрение древних славян основывалось на представлении о мире как единой системе, все части которой взаимосвязаны и взаимозависимы. Люди жили в единстве с природой, считали себя ее частью. Для славян Веды были своеобразной энциклопедией мироздания, содержащей ответы на все вопросы. Ведические писания — это фундаментальный принцип бытия, объясняющий значение мировоззрения и духовного роста. Иерархия славянских богов руководствовалась огнем света и пространства. Животворное лицо солнца было очень важно для древних славян, они называли его Ра.

Ссылка! Не забывайте, что славянам не было чужд человеческих жертвоприношений.

4.1. Характер верований языческой религии древних славян

Религиозные верования древних славян основывались на поклонении природе и поклонении предкам. У славян не было только одного бога, каждое племя могло поклоняться как общим богам, так и своим. Языческая культура славян полна различных имен высших сил, ответственных за определенные процессы или явления мира.

4.2. Вселенная древних славян

Древние славяне представляли мироздание как многоступенчатую модель, в которой было три мира. Они располагались друг над другом. В центре миров была Земля, а под ней — «нижний» мир мертвых. Над землей находились 9 частей неба, каждая из которых имела свое предназначение. В одной части неба обитало солнце, в другой — луна, в третьей — запасы воды. Седьмое небо небес называлось твердью, за ним, по преданию славян, было небо.

В «Книге Велеса» все три части Вселенной имели свои названия. Верхний мир назывался Правья, средний — Реальностью, а нижний — Наву. Все миры, Реальность, Навигация и Правило, были объединены Древом Жизни. Мир людей находился в дупле дерева, а ветви поднимались высоко в небеса.

Важно! Напомним, что «книга Велеса» была признана подделкой 19 или 20 века.

4.3. Периодизация развития славянского язычества

развитие религии славян до христианства

Славянское язычество в древности формировалось в несколько этапов.

Историки относят первый этап развития древнеславянского единства к каменному веку. В то время существовал лунный календарь, а в языческой религии господствовал культ природы. Второй этап связан с изготовлением идолов и человеческими жертвоприношениями. Его еще называют веком Сварога, богов неба и огня. Период характеризуется институтом патриархата, культом Семьи и Рожаницы, а также культом предков. Укорениваются языческие традиции и ритуалы. Третий этап называется эпохой Дажьбога, так как люди верят в животворную силу Солнца. Сформировался культ Перуна, сформировались лица и функции других божеств славянского пантеона.

4.4. Занятия и религия славян

Основным занятием восточных славян было земледелие. В хозяйствах выращивали крупный рогатый скот: коров, овец, лошадей. Помогли промыслы: рыбалка, охота, сбор дикого меда, ягод и грибов. Восточнославянские племена были язычниками, существовал не только один Бог, они верили в многочисленный пантеон богов. Каждое племя почитало общих богов и своих. В одном племени наиболее почитаемым был Перун (бог грома и молнии), в другом — Ярило (бог солнца), в третьем — Стрибог (бог ветров), в четвертом — Велес (бог скотоводство), в пятом — Мокошь — (богиня земледелия).

Жрецы

По мнению некоторых ученых, вождь (занимающий должность князя) у древних славян одновременно выполнял административные, военные и религиозные функции.

Уже со второй половины первого тысячелетия нашей эры славяне занимают слишком большую территорию, и поэтому наблюдается разница в их социальном развитии:

  1. На жителей южных регионов сильное влияние оказывает Византийская империя (в частности, христианская религия), в результате чего священство из них постепенно вытесняется.
  2. Славяне, проживающие в западных регионах, в своем развитии опережают своих сверстников. Древние источники рассказывают о большом влиянии духовенства на них, которое позже имело всю политическую власть.
  3. Что касается восточной категории, то их духовенство только формировалось, но было прервано утверждением христианской веры. Считается, что у восточных славян в дохристианские времена были священники.

правда, скорее всего, победило больше прорицателей, колдунов и колдунов. В древнерусских источниках их называют волхвами, колдунами, колдунами, колдунами, колдунами и так далее.

Эти люди занимались шарлатанством, то есть лечили с помощью клеветы, ритуалов и природных лекарств. В то же время они практиковали ежедневную магию (любящую и защищающую). Они совершали различные ритуалы, создавали особые зелья, талисманы, амулеты и другие мистические предметы. Гадали по-разному: криком птиц и зверей, воском, оловом.

маги умели лечить травами

Отношение к божествам

Изучив археологические данные, а также ознакомившись с письменными источниками, мы видим, что древние славяне создавали скульптуры своих богов (называемых идолами). Материалом изготовления служили дерево и камень. В то же время характерно, что идолы восточной категории славян были более простыми и грубыми, а западные — более сложными и изящными.

Поклонение идолам совершалось в открытых святынях (известных как храмы). Как правило, вместо храмов славяне уходили в лес. Исключение составляют только западные язычники. Правда, есть версия, что храмы были деревянными, и со временем они просто рухнули, не оставив следов.

В храмах совершались различные ритуалы поклонения идолам. Святилища обычно огораживались забором и на них также зажигались костры, временные или постоянные. Сведения из летописей говорят о множественных храмах Перуна, которые находились как в Новгороде, так и в Перыне. Есть предположения, что в советское время они были обнаружены, но этот факт тщательно скрывали от населения. По опубликованным археологическим находкам можно говорить о культовом центре Збруч.

В наши дни часто возникают теории, что холмы, являющиеся священными памятниками, были святилищами северо-западных славян. Холмы — это насыпи, устроенные над могилами. В любом случае курган имел скорее ритуальную, чем погребальную функцию. Часть остатков подобной святыни могла быть найдена в Перине. Но славяне поклонялись не только идолам, но и священным валунам.

статуи языческих богов

Интересно письмо митрополита Макария царю Ивану Грозному в 1534 году. В нем говорится о сохранении «молитв злых идолов» до царствования князя Василия Ивановича. Также говорят об использовании «лесов и камней, рек и болот, источников, гор и холмов, солнца и луны, звезд и озер« для молитв».

 

Оцените статью
Блог о славянах