Как хоронили славян до принятия христианства: погребальные обряды у древнего народа, а также как наши предки поминали своих умерших?

Представления о смерти у древнего народа

Представления о смерти как конечном результате жизни у древних славян не существовало. Мир не был разделен на черное и белое, и загробная жизнь не была разделена на рай или ад. Их просто не было.

Жизнь была тесно переплетена со смертью, и весь мир был разделен на 3 части:

  1. Правило (Ирий).
  2. Реальность.
  3. Нав.

мировым Древом были соединены 3 части:

  • чья вершина достигла Прави, или светлой Ирии;
  • ствол и нижние ветви были в Яви — мире людей;
  • корни дерева проникли в Нав — нижний мир.

Человеческая душа, выйдя из Правила, сначала попала в нижний мир.

Там она должна была очиститься перед новым рождением. Не все души рождаются свыше. Некоторые стали нава, темными воплощениями зла, или какое-то время оставались в нижнем мире.

Иногда в Ирий впадали светлые души (бывшие герои и достойные люди). Оттуда они могли наблюдать за миром Reveal.

Душа не умерла таким образом и могла воплотиться в другом теле. Чаще всего это были новорожденные того же вида, что и умершие. Именно поэтому древние славяне не слишком горевали по усопшему, зная, что он вернется к своим родственникам в новом воплощении.

Иногда душа перемещалась к животному или растению. Это означало, что он должен был завершить свое очищение перед новым человеческим воплощением, прожив жизнь другого существа.

Символика числа «два» в славянской погребальной обрядности и демонологии

В погребальном обряде славян цифра «два» играла важную роль. Считалось, что это относится к смерти. Например, согласно легенде, в семьях, где два человека умерли подряд, следовало ожидать смерти третьего. Чтобы этого не произошло, в могиле второго умершего хоронили куклу, которая символизировала третьего умершего.

В ритуалах, связанных со смертью, активно использовалась символика числа. В некоторых районах для облегчения терминального состояния тяжелобольного ему давали так называемую «двойную воду», которую брали при слиянии двух рек. У ног умершего должно быть две свечи.

Носителями отказа считались все двойные предметы — деревья с раздвоенным стволом, копья. Еще существовал миф о том, что собаки с темными кругами под глазами, то есть с «двойными» глазами, способны увидеть смерть и начать выть при ее приближении. Согласно легенде, у оборотня две пары глаз, одна из которых находится на лице, а другая — на затылке.

Похороны знатной картины

Похороны знатного человека

Погребальный обряд до принятия христианства

Погребальные обряды были одинаковы у всех древних славян. Для захоронения умершего использовались:

  • Детская кроватка (костер).
  • Похоронный катер.
  • Курган.

Сначала был начат пожар. Он был размером с человека или даже выше в форме четырехугольника. Каждая сторона символизировала сторону света.

Линии погребального костра обозначили стороны света, как 4 фазы жизни человека:

  1. восток: рождение и юность;
  2. юг: рост и зрелость;
  3. запад — закат жизни;
  4. север — переход границы (в сторону Нав).

Лучшими деревьями для огня были береза ​​и дуб. Их использовали вместе или по отдельности. В центр рубина кладут ветки и солому, так что однажды зажженное пламя горит быстро и ярко. Иногда по периметру воровства раскладывали связки сена или соломы, которые служили символическим забором между мертвыми и живыми.

Перед похоронами покойный был одет в лучшую одежду и помещен в погребальную лодку вместе с его личными амулетами, поминальной едой и вещами, необходимыми в загробной жизни, включая монеты. Можно было поставить птичьи крылья (для удобного путешествия по могиле). Хлеб и соль всегда считались символами земли и возрождения.

Башня или лодка — это символ своеобразного моста, по которому душа должна достичь Нава по реке Смородине, разделяющей два мира.

На закате похоронный катер был доставлен на грабеж, который обычно располагался в западной части села или города. Там уже ждал колдун или священник. Считалось, что заходящее солнце готовилось нырнуть в Нав, и Даждьбогу было легче унести с собой душу умершего.

Колдун поджег рубин и после его сгорания и остывания пепла собирал его в особую урну — домину. Церемония сопровождалась поминальными песнями и молитвами.

Прах, не умещавшийся в домино, священник рассыпал на землях семьи покойного или на реке. Саму домину поместили в центре дома, построенного для хранения пепла. Он был прост и состоял из столба с мягкой деревянной площадкой, на котором были установлены 4 столба, и крышки, накрытой белой доской.

Все родственники умершего засыпали домину землей, образовав курган. Он служил последним пристанищем человека. Рядом с курганом или над ним была установлена ​​мемориальная доска.

Обряд выноса покойного из дома и похороны

Погребальный обряд древних славян начинался с приглашения в гостевой дом. При этом о смерти тогда не было принято говорить. В комнату, где лежал покойный, вошли соседи и родственники, в которых должны были обсуждать бытовые дела. Когда все гости были собраны, начался вынос усопшего. При этом родственников заставляли плакать, иначе они могли решить не щадить покойного.

Расписной поминальный обряд

Похоронный обряд

Сразу после выноса усопшего проводились ритуалы, которые должны были прогнать невезение из дома. Ведь смерть, по мнению славян, открыла дверь в мир под названием Нав, из которого могла прийти новая смерть. В некоторых местах на место, где лежал покойник, кладут смесь, бревно или камень. Было принято подметать улицу за гробом в сторону похоронной процессии. Это было сделано для того, чтобы душа не могла вернуться домой по своим стопам. С этой же целью в некоторых деревнях тело выводили не через дверь, а через окно.

Обряд воздушного погребения

Обряд воздушного захоронения — один из древнейших погребальных обрядов. Тело умершего подвешено в воздухе, чтобы передать его стихиям (воздуху, солнцу, ветру и т.д.). В России таким способом мокшаны могли хоронить своих соплеменников. Они завернули тело в кору, собранную с деревьев, и подвесили в воздухе. Этот метод получил название «урля».

Мокшаны — это этническая группа мордовцев.

У мокшан был и другой способ захоронения с воздуха. Были срублены четыре стоящих рядом дерева. Из бревен сделали каркас, который положили на оставшиеся бревна. Покойного оставили в бревенчатом доме. После принятия Россией христианства такие кладбища сожгли и мокшаны стали хоронить умерших в земле.

Обрядовая кремация у славян

Как хоронили славян до принятия христианства? Часто практиковалась кремация. Его проводили на закате, чтобы душа следовала за солнцем. Если дым поднимался в небо, считалось хорошим предзнаменованием. Славяне считали, что в этом случае Сварог спускается в душу умершего.

Сварог — верховный бог древних славян.

Их часто кремировали на лодке, которая, согласно легенде, должна была переплыть реку, чтобы оказаться в загробной жизни. Ценности для усопших, амулеты и амулеты, запас еды помещались в лодку. Кроме того, туда высаживали домашних животных, которые были дороги покойному.

При сожжении на костре умершего сначала оставляли в доме на несколько дней, лежа на столе. Светоотражающие поверхности развешивали так, чтобы умершие не могли забрать души живых людей. Считалось, что если зеркало не закрыть, смерть скоро вернется в семью. Несколько дней в доме читались особые молитвы. После этого тело было сожжено. Прах развевался на ветру, а оставшиеся части просто рассыпались по окрестным лесам.

 

Оцените статью
Сайт о славянах