Почему мы говорим «чур меня»

Кто такой бог Чур

В мифологии древних славян бог Чур был хранителем границ. По легенде, он был внуком бога Сварога, создавшего землю. После сотворения земли людям явился бог Кур, чтобы разделить ее между собой. И они, увидев его, стали указывать на понравившиеся сады и кричали: «Чур, я!», «Чур, это мой!» И пока земли распределялись, Чур приказал оградить границы деревянными столбами. Их нельзя было переместить. Позже на границах своей земли славяне стали устанавливать идолов бога Чура. Он не только защищал землю от вторжений других людей, но и от нападений злых духов.

Грозный деревянный идол бога границы не позволял злым духам перейти его. Иногда миниатюрную копию идола устанавливали для защиты и в доме. Он не допускал причинения вреда или проклятий обитателям дома. Амулет Чура располагался в самой заметной точке дома, чтобы злоумышленники ничего не могли сделать. И чтобы заслужить Божье благоволение, его пограничному идолу приносили дары. Чаще всего это была каша с молоком, но иногда оставались мед, свежий хлеб и пшеница.

«Деревянный» бог Чур

Но, согласитесь, поклонение столбу было чем-то странным, и поэтому вскоре на краю полей появляются не только высокие стволы, но и деревянные статуи из Чура. По сути, они представляли собой тот же столб, на котором искусно вырезаны суровые глаза бога, прямой нос и линии длинной бороды.

Часто такие статуи украшали орнаментальным амулетом, призванным увеличить силу Чура. Интересно отметить, что даже сегодня в нашем языке есть слова, напоминающие «древесный» аспект Чура — например, «блок», «блок». Ученые часто сравнивают Чуру с древнеримским богом Термом, который также защищал края земли и воплощался в столбах по краям полей.

Часто изображения Чура делали на пограничных столбах
Часто изображения Чура делали на пограничных столбах

Защитник от зла

Народный исследователь А. Афанасьев отмечает еще одну не менее важную роль Чура в жизни наших предков. Его считали олицетворением огня, горящего в очаге. Таким образом, Чура можно назвать защитником всего рода, покровителем семьи, по сути, очень могущественным домовым.

Чур помогал не только поддерживать в доме уют и вносить в жилище гармонию, но и защищал своих подопечных от сил зла. Вот откуда исходит то же «Чур меня!».

Если человека пугало какое-то странное явление, какие-то необъяснимые, «проклятые» события, он произносил заветные слова. Они воплотили призыв к богу-хранителю. Чур обнял просящего о помощи, невидимое и непроницаемое кольцо, которое дьявол не в силах было преодолеть.

Чур – это наши предки

Надо сказать, что Чур не занимал высокого положения среди славянских божеств, но это не умаляло его роли в жизни людей. Его часто сравнивают с хранителем тайн границ между мирами. Только благодаря Чуру духи потустороннего мира не перешли любимую черту, чтобы уничтожить мир живых.

Чура иногда сравнивали с духами умерших предков. Как отмечает в своих произведениях О. Ключевский, имя Чура часто приписывалось обожествленному предку семьи или целого рода. Мы можем видеть это в старом слове «предок» («предок»).

Древние славяне были мудрыми людьми с высоким уровнем духовности и поэтому верили в силу душ своих предков. Чур мог принять облик предков, приходящих к человеку во сне и предупреждавших его об опасности. Этот бог был в поле, недалеко от границы.

Чура описывали по-разному: он принял облик старика с длинной седой бородой, затем стал молодым блондином. Главная особенность Чура в разнообразии форм — это яркие глаза цвета неба.

Удивительно, но Кур также мог стать необычным зверем: волком с голубыми глазами. Этот бог никогда не делал зла, но он пришел от людей с новостями. Иногда он обращался к Велесу за помощью в спасении людей. Я не раз замечал, что эти два бога были ближе к проблемам смертных.

Чур на страже границ

Долгое время славяне почитали Чура как бога-покровителя земли. В пограничный столб насыпали насыпь земли, что означало запрет на нарушение границы. Тот, кто осмелился перенести столб в другое место, руководствуясь собственными интересами, непременно заплатил бы — Чур не прощал несправедливости и обмана.

Сама пограничная полоса между полями тоже считалась священным местом. Его нельзя было пересекать без разрешения владельца сайта. В честь Чура в дни посвященных ему торжеств люди пели гимны, обходили поле по периметру и водили скот. Часто приносили Чуре подарки. Для этого достаточно было оставить молоко или мед на любом из их пограничных столбов.

Чур — дух предков

Некоторые славянские племена называли духов своих предков чурами или щурами. Отсюда, кстати, происходит слово «предок» — предок. Функция щурова была похожа на работу пограничного бога Чура. Чурки или клинья — деревянные фигурки, олицетворявшие предков семейства, также защищенные от злых духов. Чтобы призвать такого духа на помощь, они кричали: «Черт меня!»

Таким образом, вокруг человека, произносившего магические слова, создавался защитный круг. Считалось, что злые духи, например гоблин, не могут пересекать его границы. Этой защитой от предков часто пользовались путешественники и охотники. Заблудившись, они перевернули кафтан и сказали: «Ой, хватит!» Таким образом, они разрушили чары дьявола.

Чуровых часто вызывали при гадании. Например, девушки восхищались парнями на перекрестке. Они нарисовали круг, а затем по очереди легли на землю, прислонившись к нему ухом и сказали: «Держи его подальше от меня». После этого гадалка услышала звук. Если он обещал плохое будущее, девушка быстро уходила из кружка и говорила: «Чур меня!» Поэтому он попросил защиты у предков. Это фразеологическое единство древних славян усилилось в современной русской речи.

Амулет чура
Амулет чура

 

Оцените статью
Блог о славянах